Официальный сайт

БОРЬБА С ЕРЕСЯМИ И СОБЛАЗНАМИ

Православная Церковь воспоминает и прославляет основоположников нашей православной веры и нашего богословия – святых отцов Вселенских Соборов. По важным причинам собирались эти Соборы, напоминает Митрополит Филарет (Вознесенский). Главным образом в порядке борьбы с неправомыслием богословским, в порядке борьбы с ересями.

Первый Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария, ибо Арий учил, что Сын Божий не рожден от Бога Отца, как равный Ему по природе, как человек родится от человека, будучи той же природы.

Арий утверждал, что Сын Божий есть только творение Божие, высшее и совершеннейшее из всех, но только творение. А между Творцом и тварью бездна лежит. Осудил его Собор, осудил его лжеучение.

Второй Вселенский Собор собрался по поводу ереси Македония, который пошел дальше Ария, сделал следующий шаг и уже обрушился на Божество Господа Бога Духа Святого, утверждая также, что Дух Святый не равен Богу Отцу, а что Он только могучая служебная сила, которою Бог действует.

Третий Вселенский Собор собрался, главным образом, из-за ереси Нестория. Несторий, Патриарх Константинопольский, несмотря на столь высокий церковный сан, учил неверно о Божьей Матери. Он утверждал, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, не родился от Нее так, чтобы воспринять от Нее всю человеческую природу. Он утверждал, что Иисус Христос не имел Божественной природы полной. Был не Богочеловеком, а просто Богоносцем. В Нем Бог обитал, как в храме.

Еретик Несторий пробовал учить народ, что нужно Божию Матерь называть не Богородицею, как Родившую Бога, а «человекородицей», как родившую человека.

Взрыв негодования народного был таков, что он поспешил от этого отказаться и предложил называть Ее «христородицей», т.е. родившей Христа. Третий Вселенский Собор собрался. Святитель Кирилл Патриарх Александрийский, был когда-то другом Нестория. Они занимали равные кафедры: Несторий – патриарх Константинополя, Кирилл – патриарх Александрии. Кирилл по-дружески много писал писем, вразумляя Нестория.

Письма эти становились все строже и строже, по мере того, как Несторий упорствовал и, в конце концов, собрался Вселенский Собор, который еретика осудил.

Четвертый Вселенский Собор – самый большой по числу святых отцов, которые собрались на нем, ибо 600 епископов участвовали на этом соборе. Собор собрался, главным образом, по поводу ереси Евтихия. Евтихий, опровергая ересь Нестория, впал в противоположную крайность. Он утверждал, что в Господе Иисусе Христе было только одно Божественное естество. Человеческое естество как бы растаяло, исчезло в божественном, подобно тому, как капля исчезает в воздухе. И это осудил Собор святых отцов.

И последующие Соборы собирались также по важным церковным вопросам. И по поводу ересей, потому что ересь Евтихия называлась ересью «монофизитской», это значит «одноприродной». Он утверждал, что в Христе Спасителе только одна природа. После того, как ересь эта была осуждена, появилась ересь «монофелитов», это тех, которые старались как-то перекинуть мост от ереси их к Православию. И у монофелитов отмечалось, что у Спасителя было две природы, но воля была одна. Однако же, и эта ересь была осуждена.

Характерно, что в то время, когда ересь монофелитов смущала православных, когда за защиту православия попал в тюрьму святой Максим Исповедник. И был момент, когда даже патриаршая кафедра согласилась на том, что на монофелитской ереси можно сойтись. Согласиться можно с ней, и они решили в знак единения совершить вместе Божественную литургию. Пришли к Максиму Исповеднику и говорят:

— Вот уже все патриархи с нами согласились, сговорились, и будет общая Божественная служба. Ты ли один будешь противник?

И вот тут-то и прозвучал великолепный ответ Максима Исповедника, который Ангелы понесли прямо к престолу Господню. Максим ответил:

— Если и вся вселенная причастится с ними, я один никогда не причащусь. Т.е. если и вся вселенная с еретиками придет к единомыслию, то я один никогда не приду.

Конечно, был и Седьмой Вселенский Собор, состоявшийся, по времени, несколько дальше от этих и занявшийся по преимуществу ересью иконоборчества.

Вселенские Соборы это – голоса Церкви, поэтому все постановления Вселенских Соборов для всех православных христиан обязательны. Тот, кто не исполняет постановлений Вселенских Соборов и не считает для себя обязательным их авторитет, того и православным христианином нельзя назвать. А вот вам, напоминает Митрополит Филарет (Вознесенский) и правило Шестого Вселенского Собора. В Библии есть место, где говорится: никакой мужчина не должен надевать женскую одежду, и никакая женщина не должна носить мужскую одежду, ибо делающий это, – мерзость пред Богом!

Так и сказано. Шестой Вселенский Собор определил: Определяем, чтобы никакой мужчина не носил женской одежды, и никакая женщина мужской одежды не носила. Это правило Вселенского Собора обязательное для всех, для чад Православной Церкви, а что сейчас у нас делается? – вы сами знаете.

Нужно, повторяю, помнить, что Вселенские Соборы это – голос Святого Духа, Который говорил тут, ибо Первый Собор, еще апостольский Собор, когда апостолы участвовали, начал свое определение так: Изволися Святому Духу и нам, т.е. угодно Святому Духу и нам.

Критериями Святого Духа отмечены все постановления Вселенских Соборов и каждый православный христианин должен их и знать и исполнять. Аминь.

 

 

 

ЕРЕСИ ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ

ПЕРВЫЕ ЕРЕСИ

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР И АРИАНСТВО

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. О ЕРЕСЯХ

БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ

ПРЕДТЕЧИ АНТИХРИСТА

ЛЖЕПРОРОКИ

ФЕОДОСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ О ВЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ

СВЯТИТЕЛЬ ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ, НИЛ СОРСКИЙ И ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ

30 мая 2018
Яндекс.Метрика
loading