Официальный сайт

БЛАГОДАТЬ И СВОБОДА

Важнейшие понятия Свободы и Благодати — одни из главных составляющих в Православии. Соотношение Благодати и Свободы в спасении человека вызывали большой интерес и тщательно разрабатывались на основе Евангелия и Посланий апостолов уже в раннем христианстве.

На протяжении всей истории Православия эти законы получали дальнейшее изучение. Вплоть до недавнего времени.

Одним из самых тщательных исследователей взаимоотношения и взаимодействия человеческой свободы и Божественной благодати в ближайшее к нам время — остается Святитель Феофан Затворник.

Коренное изменение производится в человеческом сердце Божественной благодатью. Только одна она может воодушевить человека поднять руку на себя. Чтобы заклать себя и принести Богу в жертву.

— Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня  (Ин. 6.44).

— Сердце новое и дух новый подает Сам Бог (Иез. 36.26).

Человеку самому жаль себя. Слившись с плотью и грехом, он стал одно с ними. Разделить и раздвоить его, вооружить против себя может только сторонняя, высшая сила.

Изменение грешника производит благодать. Однако, не без свободного желания самого человека.

В Крещении младенцев благодать дается им в момент совершения над ними этого Таинства. А свободное произволение человека приходит после, с осознанием себя. И тогда усваивает себе данный залог в Крещении.

В покаянии же сознательного человека свободное желание должно участвовать в самом акте изменения.

Изменение на лучшее, обращение к Богу, казалось бы, должно быть мгновенным или минутным, как это и бывает.

Но подготовительно оно проходит несколько оборотов, витков, означающих сочетание свободы с благодатью. Витков, в которых благодать овладевает свободой. И свобода подчиняется благодати.

Несколько оборотов, необходимых для всякого.

Одни проходят их скорее. У других же это продолжается целые годы.

Все, что здесь в человеке это время происходит, кто может исследовать?

Особенно когда столь разнообразны способы благодатного воздействия на нас. И так бесчисленны состояния людей, на которых она начинает воздействовать.

Должно, однако же, ожидать, что при всем разнообразии есть здесь один общий порядок изменения. Которого никто миновать не может.

Всякий кающийся, есть живущий во грехе. И всякого из таковых претворяет, сотворяет заново благодать.

Поэтому, на основании понятия о состоянии грешника вообще и отношения свободы к благодати, можно вполне изобразить такой порядок и определить его правила.

 

Продолжение следует.

 

10 апреля 2017
Яндекс.Метрика
loading