Официальный сайт

БЕСПЛОДИЕ ДУХОВНОЕ

Но почему же все-таки Господь так долго испытывал терпение и упование Иоакима и Анны? Очевидно, потому же, почему Он медлил явить миру обещанного Им через пророков Спасителя, — говорит митрополит Владимир (Иким). А вернее будет сказать — бесплодная, но не терявшая веры и упования Анна, стала символом и свидетельством того, чем должна была стать рожденная ею чудесная Дочь для всего человечества.

Временные, пусть и долгие страдания для них обернулись вечной радостью, которая уже не померкнет. Иоаким и Анна оказались достойными этой радости, потому что терпением и упованием засвидетельствовали подлинность своей веры и своего благочестия, которое не зависит от количества полученных взамен даров. А мир удостоился ее потому, что даже в самые страшные, залитые тьмой грехов века в нем всегда оставалось хоть немного людей, которые так же, как Анна, не теряли надежды на Господа, несмотря на все духовное бесплодие окружавшей их жизни. Верили, надеялись, молились – и упование их не было посрамлено.

Христианские праздники, как известно, имеют вневременное измерение — ведь мы с вами живем в эпоху Нового Завета, когда врата Царствия Божия отверсты всем, желающим войти в него, и уже никогда не закроются. Но в чем же вневременность и актуальный смысл праздника именно для нас, спросите вы: ведь Рождество Богоматери, рождение девочки Мариам — это событие, которое могло иметь место лишь один раз в человеческой истории? В ответ на это мне хотелось бы привести слова из проповеди священномученика Фаддея (Успенского):

— Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства Ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших. Чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. Да, дорогие мои, наша душа, наше собственное сердце тоже часто бывают духовно бесплодными, окаменевшими, недоступными действию Божественной благодати.

Бывает так, что самые добрые семена, брошенные на эту почву, — слова Писания, святых, чудесные свидетельства Божественной силы — не приносят никакого плода. Мы можем даже сами чувствовать это, и страдать от своего бесплодия, — и в то же время быть не в силах ничего с этим сделать, как ни стараемся. Такие моменты кажущегося бессилия бывают очень тяжелы. Это воспринимается как богооставленность, и есть так, но не в том смысле, что Бог нас оставил, а главным образом в том, что мы сами оставляем Бога, впадая в самонадеянность и беспечность, заканчивающиеся отчаянием.

Но не нужно отчаиваться: Бог, выведший народ Свой из Египта, разрешивший бесплодие Иоакима и Анны и избавивший человечество от рабства смерти, волен исцелить и нас от духовного бесплодия и окаменения, как бы далеко оно ни зашло! Может быть, он сделает это не сразу — но сделает обязательно. Он взирает на наше сердце и видит степень его готовности. Лишь бы мы, подобно Иоакиму и Анне, продолжали уповать на Него, обращаться к Нему с молитвой и, несмотря ни на что, стараться жить так, как угодно Ему, соблюдая Его заповеди.

И тогда казавшаяся навек окаменевшей почва нашей души снова оживет, и процветет, и принесет плоды – быть может, во сто крат прекраснее, чем мы могли себе представить.

Да станет завтрашний праздник Рождества Пресвятой Богородицы началом спасения и духовного плодоношения для всех нас!

 

ИСТОЧНИК РАДОСТИ

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

 

20 сентября 2018
Яндекс.Метрика
loading