БЕГСТВО ИЗ МИРА
Мир – это своеобразный уличный театр, где все зрители одновременно являются и актерами. Где каждый друг перед другом старается сыграть изощренную роль, удивить, пленить, сыскать себе хвалу, – говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Каждый здесь сам выдумывает сценарий, сам изобретает костюмы, сам актерствует. И в каждом из нас крепко сидит это актерство.
На наше стремление уйти в монастырь могут значительно повлиять отношения с близкими людьми – родственниками, друзьями.
Иногда, когда ближние нас не понимают, не уважают, не воздают нам признания, которого мы считаем себя достойными. Или просто мало нас замечают. Тем более, если враждуют с нами, – то эти досады могут вызвать нетерпеливое желание как-нибудь больно отплатить им за это. Сделать что-либо вызывающее, вопиющее, что заставит наших досадителей пожалеть о таком к нам отношении.
Исходя из таких переживаний: обиды, ущемленного болезненного самолюбия, уныния, мстительности и т. п., молодые люди (особенно те, которые считают себя ревностными христианами) часто совершают такой жест: демонстративно отправляются в монастырь, унося с собой все эти страсти.
Но даже у тех, кто вышел из мира, руководствуясь здоровыми внутренними порывами, могут уже впоследствии всплыть старые затаенные обиды, досады. Мстительные помыслы, которые будут примешивать к нашим чистым намерениям свою нечистоту.
И этим, к желанию монашества присоединять нездоровую радость – отплатить принятием его тем, кто не так смотрел на нас в миру. Пусть, мол, теперь подивятся, пусть знают, что я не тот, за кого они меня принимали.
Иные молодые люди по слабохарактерности просто гибнут в миру. Спиваются, порабощаются всецело наркотикам, разврату, враждуют с ближними. Ввязываются в скандальные истории, совершают преступления и никак не могут исправиться.
Очень много теперь таких, еще совсем молодых и еще только начинающих жить людей, но уже страдающих старческим расслаблением, апатией, безвкусием ко всякого рода мирной житейской деятельности. Развивших вкус только к греховному, сладострастному, азартному, ко всему, что убивает душу, а иногда и тело.
Очень многие из них, руководствуясь часто даже не столько верой, сколько элементарным благоразумием, просятся пожить в обители, и многие живут год и два.
Монастырь как будто благотворно влияет на них, здесь они уже не грешат, но ведут довольно упорядоченную жизнь: трудятся, молятся, читают, изучают основы христианства, исповедуются, причащаются.
Но чаще всего у них нет особенного рвения, желания понести иноческий крест. Они знают, что возвращаться в мир им опасно – что они там начнут опять грешить, продолжат прежнюю жизнь.
К тому же под влиянием современной «моды» на монашество они начинают подумывать, не облачиться ли и им в монашеские ризы.
Но пока они еще не дали обета иночества, пока они «вольные птицы», пока не отрезан еще для них возвратный путь в мир, они и не подозревают, какие в дальнейшем их ждут внутренние бури. Какие вожделения и помышления о мирской жизни оживут в них после того, как скажут им после пострига:
– Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях. О семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычно мирские люди.
Забудьте теперь все, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь!
И хотя намерение убежать от грехов своих есть серьезный повод для ухода в монастырь, но для принятия пострига монашеского необходимы вдобавок еще немалая ревность по богоугождению и самоотверженность – без которых настоящая монашеская жизнь не состоится.