Официальный сайт

БАТЮШКА АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ. О ТОСКЕ И ПЕЧАЛИ

Нет человека на земле, которого бы по временам не одолевали тоска и печаль. А в нынешнее время подобные чувства могут продолжаться долго. Они способны охватывать внезапно всю душу и привести человека к отчаянию.

В 1970-е годы еще в Советском Союзе появились книги зарубежных и отечественных авторов, которые предлагали свои рецепты от тоски и уныния. Пользуются они популярностью и теперь. Не потому, что кто-то в них находит избавление от тоски. А потому, что не знают, в чем заключается суть подобных тягостных состояний души и как от них избавляться.

Тоска и печаль, уныние были известны и древним святым старцам. И более поздним духовным подвижникам.

amvrosij_optinskij3jpg

10 июля мы чтим память великого старца Амвросия Оптинского. Мудрыми советами он помог многим идти путем царским. Не уклоняясь ни направо, ни налево.

Одному своему адресату он писал:

— На днях видел я во сне покойного батюшку отца Макария. И он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски.  И во сне, и проснувшись, думал я об этом.

Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин. От оскорбленного самолюбия. Или оттого, что делается не по-нашему. Также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами. От стеснительных обстоятельств, которыми испытывается вера наша в Промысел Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

amvrosij_optinskij_nastavleniya

Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных, что отягощает тоска. И не оскудевает ли в вас вера и упование на Всеблагой Промысел Божий? Апостол сказал:

— Верен Бог, который не оставит вас искуситься более, чем можете, но с искушением сотворит и избавление. То есть избавление от скорби и искушения.

Если таких причин не найдете за собою, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный. И получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям.

В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Иоанна Златоуста к своей духовной воспитаннице Олимпиаде.

zlatoust_i_olimpiada

При внимательном чтении этих писем вы увидите, что, во-первых, печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимо благих причин. Во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль.

Так что угодник Божий, вопреки общему обычаю святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и исхитить Олимпиаду из сетей коварного врага.

И для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение в ссылке и крайнюю болезнь телесную и другие неудобства.

Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

razmyshlenie

Еще спрашиваете меня: отчего после исповеди некто получил облегчение, а после приобщения Святых Тайн тягостное чувство?

Судьбы Божии неисповедимы. Одно лишь известно, что Господь все устраивает к нашему смирению, ради которого изливает на людей Свою милость.

Впрочем, думаю, что может быть он, получив облегчение душевное после исповеди, ожидал получить после приобщения Святых Тайн утешение духовное. Вопреки евангельскому слову, что Царствие Божие не приходит с соблюдением. Потому и получил противное чувство ради вразумления. Или, может быть, злохитрый враг пред Причащением или вскоре после него обокрал душу памятозлобием, негодованием и обвинением кого-либо или каким-либо человеческим и неблаговременным словом.

Да покроет нас милость Божия от коварств вражиих!

 

11 июля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading