Официальный сайт

АВТОР АПОКАЛИПСИСА

Архиепископ Аверкий (Таушев) объясняет, что писатель Апокалипсиса сам называет себя Иоанном (Откр. 1.1,4, 9). По общему убеждению Церкви это был святой апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов. За высоту учения своего о Боге Слове он получил отличительное прозвание Богослова. Его вдохновенному перу принадлежит еще четвертое каноническое Евангелие и три соборных Послания.

Это верование Церкви оправдывается как данными, указываемыми в самом Апокалипсисе, так и многообразными внутренними и внешними признаками. Писатель Апокалипсиса называет себя Иоанном в самом начале, говоря, что ему было дано Откровение Иисуса Христа (Откр. 1.1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя Иоанном (Откр. 1.4). Далее он говорит о себе, опять называя себя Иоанном, что он был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1.9).

Из Апостольской истории известно, что именно святой Иоанн Богослов подвергся заточению на острове Патмосе. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя Иоанном (Откр. 22.8). Во втором стихе первой главы (Откр. 1.2) он называет себя самовидцем Иисуса Христа (1Ин. 1.1–3). Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то пресвитером Иоанном. Сама личность этого пресвитера Иоанна как личность, отдельная от Апостола Иоанна, сомнительна.

Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о пресвитере Иоанне, это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано и мнение, приписывавшее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть Евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом.

Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса Апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанна, не только по духу, но и по слогу. А особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь свидетельством (Откр. 1.2–9), (Откр. 20.4); ср. (Ин. 1.7), (Ин. 3.11), (Ин. 21.24); (1Ин. 5.9–11). Господь Иисус Христос называется Словом (Откр. 19.13); ср. (Ин. 1:1–14) и (1Ин. 1:1) и Агнцем (Откр. 5.6–13) и (Откр. 17.14); ср. (Ин. 1.36).

Пророческие слова Захарии: И они воззрят на Него, Которого пронзили (Зах. 12.10) и в Евангелии и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти (Откр. 1:7) и (Ин. 19:37). Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний святого апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого апостола. Святой Иоанн, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей.

Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа апостола любви и созерцания. Все древние и более поздние святоотеческие свидетельства признают автором Апокалипсиса святого Иоанна Богослова. Ученик его святой Папий Иерапольский писателем Апокалипсиса называет старца Иоанна, каковым именем называет себя сам святой апостол в своих Посланиях (2Ин. 1.1) и (3Ин. 1.1). Важно свидетельство святого Иустина Мученика, еще до своего обращения в христианство долго жившего в Ефесе, городе, где долго жил и почил великий апостол.

Многие святые отцы приводят места из Апокалипсиса, как из богодухновенной книги, принадлежащей святому Иоанну Богослову. Это святой Ириней Лионский, ученик святого Поликарпа Смирнского, ученика святого Иоанна Богослова. Святой Ипполит, папа Римский, ученик Иринея, написавший даже апологию на Апокалипсис. Климент Александрийский, Тертуллиан и Ориген также признают святого апостола Иоанна писателем Апокалипсиса. Равным образом убеждены в этом и преподобный Ефрем Сирин, Епифаний, Василий Великий, Иларий, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Дидим, Амвросий, Августин, Иероним.

33-е правило Карфагенского собора, приписывая Апокалипсис святому Иоанну Богослову, ставит его в ряду других канонических книг. Отсутствие Апокалипсиса в переводе Пешито объясняется исключительно тем, что этот перевод был сделан для богослужебного чтения, а Апокалипсис при Богослужении не читался. В 60-м правиле Лаодикийскаго собора Апокалипсис не упомянут, так как таинственное содержание книги не дозволяло рекомендовать всем книгу, которая могла дать повод к ложным толкованиям.

С самого появления Апокалипсиса на него появлялись авторитетные толкования, признанные Церковью. Самое близкое к нашему времени, всеми почитаемое, толкование принадлежит Архиепископу Аверкию (Таушеву).

 

ИОАНН БОГОСЛОВ. КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. В НАЧАЛЕ

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТРОИЦА

КРАТКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ТАИНСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

ПИСАНИЯ АПОСТОЛА ИОАННА

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

ИОАНН БОГОСЛОВ АПОСТОЛ ЛЮБВИ

 

 

21 мая 2018
Яндекс.Метрика
loading